Тест-анкета А.де Хаана и Г.Кафа.

(для предъявления взрослым)

/Files/images/testi/2635978.jpg

Тест-анкета имеет 8 блоков-индикаторов с характерными признаками той или иной одаренности.
1.У вашего ребенка совершенно очевидные технические способности, если он:

- интересуется самыми разнообразными механизмами и ма­шинами;

- любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру;

- сам «докапывается» до причин неисправностей и капри­зов механизмов или аппаратуры, любит загадочные по­ломки или сбои в работе механизмов;

- может чинить неисправные приборы и механизмы, ис­пользовать старые детали для создания новых игрушек, поделок, находит оригинальные решения;

- любит и умеет рисовать («видит») чертежи и эскизы меха­низмов;

- интересуется специальной, даже взрослой технической литературой.

Всего 6 характерных признаков.

2. Ваш ребенок имеет музыкальный талант, если он:

- любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;

- очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;

- поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое на­строение:

- сочиняет свои собственные мелодии;

- научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте.

Всего 5 характерных признаков.

3. Артистический талант проявляется у вашего ребенка в том, что он:

- часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями;

- стремится вызвать эмоциональные реакции у других, ко­гда с увлечением о чем-то рассказывает;

- меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;

- с большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его зрители были взрослые;

- с удивляющей вас легкостью «передразнивает» чьи-то привычки, позы, выражения;

- пластичен и открыт всему новому;

- любит и понимает значение красивой или характерной одежды.

Всего 7 характерных признаков.

4. У вашего ребенка незаурядный интеллект, если он:

- хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;

- обладает хорошей памятью;

- легко и быстро схватывает новый школьный материал;

- задает очень много продуманных и оправданных ситуаци­ей вопросов;

- любит читать книги, причем по своей собственной про­грамме, на несколько лет опережающей школьную;

- обгоняет своих сверстников по учебе; причем не обяза­тельно является отличником, часто жалуется, что в школе ему скучно;

- гораздо лучше и шире многих своих сверстников инфор­мирован о событиях и проблемах, не касающихся его не­посредственно;

- обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчетлив;

- очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обяза­тельно остро реагирует на все новое и неожиданное в жизни.

Всего 9 характерных признаков.

5. Явно выражен спортивный талант, если он:

- энергичен и все время хочет двигаться;

- смел до безрассудства, не боится синяков и шишек;

- почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;

- неизвестно, когда успел научиться ловкости управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;

- лучше многих других сверстников физически развит и ко­ординирован в движениях, двигается легко, пластично, гра­циозно; - предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню;

- кажется, что никогда всерьез не устает;

- подражает своему любимому герою-спортсмену. Всего 8 характерных признаков.

6. У вашего ребенка литературные дарования, если он:

- рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранно­го сюжета, не теряет основную мысль;

- любит фантазировать или импровизировать на тему дей­ствительного события, причем придает событию что-то новое и необычное;

- выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состоя­ния и чувства героев сюжета;

- изображает персонажей своих фантазий живыми и инте­ресными, очеловеченными;

- любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни.

Всего 5 характерных признаков.

7. У вашего ребенка способности к научной работе, если он:

- обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий и обобщениям;

- умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение, причем нередко записывает их не с целью похвастаться, а для себя;

- любит читать научно-популярные издания, взрослые статьи и книги, опережая в этом сверстников на не­сколько лет, причем отдает предпочтение именно этой, а не развлекательной литературе;

- часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;

- с удовольствием проводит время за созданием собствен­ных проектов, конструкций, схем, коллекций;

- не унывает и не надолго остывает к работе, если его изо­бретение или проект не поддержаны или осмеяны.

- Всего 6 характерных признаков.

Художественные способности вашего ребенка могут проявиться в том, что он:

- не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисун­ку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и на­строения;

- в своих рисунках и картинках отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не «зациклива­ется» на изображении чего-то вполне удавшегося;

- серьезно относится к произведениям искусства, становит­ся вдумчивым и серьезным, когда его внимание привлека­ет какое-либо произведение искусства или пейзаж;

- когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чер­тит, комбинирует материалы и краски;

- стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение,— украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное;

- не робеет высказывать собственное мнение даже о клас­сических произведениях, причем может даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.

Всего 6 характерных признаков.

Ну а теперь, когда вы познакомились с этими блоками-ин­дикаторами, с их «признаками опознания» таланта, возьмите ка­рандаш и бумагу.

Оцените в баллах (от 2 до 5) каждый характерный признак во всех восьми блоках-индикаторах. Если какая-то характеристи­ка особенно подходит вашему ребенку, ставьте ему пять баллов, если она выражена только хорошо — четыре балла, и так далее (но не ставьте ему оценку ниже двух баллов!).

Затем суммируйте баллы внутри каждого из восьми блоков-индикаторов. Полученную сумму поделите на число признаков таланта в каждом блоке-индикаторе (например, сумму, получен­ную при сложении баллов, оценивающих музыкальный талант, надо поделить на пять).

Уже на этом этапе вашей научно-исследовательской работы вы сможете установить наиболее выраженную одаренность ваше­го ребенка. Но на этом ваша работа не закончилась, теперь не­обходимо построить график уровня интереса вашего ребенка. Постройте оси координат. На горизонтальной оси располо­жите восемь (по числу исследованных вами блоков-индикаторов) позиций. На вертикальной оси через равные расстояния — циф­ры от 2 до 5. На пересечении проекций средней оценки в баллах и вида таланта (блоков-индикаторов) нанесите точку. Соединив полученные точки, вы получите нужный вам график. График не­обходим для того, чтобы принять правильное решение, когда вы захотите, чтобы ваш ребенок одновременно занялся музыкой и плаванием, а также математикой и рисованием. Взглянув на гра­фик, вы можете оценить перспективы ребенка. Не огорчайтесь, если линия на графике не имеет пиков,— предлагаемый вам ме­тод выявления одаренности ребенка при помощи анкетирования все-таки довольно прост, а талант имеет свойство долгое время вести «скрытый образ жизни» и не проявляться бурно и ярко.

И еще одно. Ради подкрепления своих навыков вы можете провести такую же работу с другим ребенком, сверстником ва­шего малыша. А затем все это сопоставить.

- Самый подходящий возраст ребенка для проведения выше­указанного теста-анкеты — 6-8 лет, т. е. в самом начале школь­ного периода обучения. С этого периода мы и продолжим наш путь по тропинкам школьной одаренности.

Кiлькiсть переглядiв: 599